Галоўная / Навіны / Юрий Вергейчик: «Динамо» предстоит сложный поединок»
Юрий Вергейчик: «Динамо» предстоит сложный поединок»
Галоўная / Навіны / Юрий Вергейчик: «Динамо» предстоит сложный поединок»
Юрий Вергейчик: «Динамо» предстоит сложный поединок»
Юрий Вергейчик: «Динамо» предстоит сложный поединок»
29 жніўня 2024
падзяліцца:

Бельгийский и белорусский футбол имеют в своей истории не так уж и мало пересечений. Играли между собой сборные, БАТЭ обыгрывал «Андерлехт», с тем же брюссельским клубом играет сейчас минское «Динамо» за выход в групповой этап Лиги Европы. В разные годы в бельгийском чемпионате играли Михаил Сиваков («Зюлте-Варегем»), Антон Сарока («Локерен»), выступает в «Льерсе» игрок национальной сборной страны Максим Киреев.

Но первопроходцем таких переходов был Юрий Васильевич Вергейчик – нынешний глава федерации футбола Минска в далеком 1995 году после чемпионского сезона в минском «Динамо» стал игроком «Моленбека», где выступал на протяжении двух сезонов.

— Юрий Васильевич, в сезоне 1994/1995 Вы забили 10 голов при 9 результативных передачах, став при этом чемпионом страны. «Моленбек» сам вышел на вас с предложением?

— Нет, помимо Бельгии у меня было еще несколько вариантов. В те годы с переходом мне помог агент Герд Буцик. Его основным видом деятельности был гандбол, но именно он устроил меня на просмотр в «Моленбек». Помимо этого, у меня уже были предложения из Кипра и второй немецкой Бундеслиги, но в тот момент мне казалось, что Бельгия – оптимальный для меня вариант. И был абсолютно прав. Я в футболе практически 47 лет, в моей карьере было множество футбольных клубов. Но нигде я не чувствовал такой семейной атмосферы, как в Моленбеке. Когда ты приезжаешь из такой далекой страны, как Беларусь, не так-то просто встретить гостеприимных людей, особенно в то время. Гюнтер Джейкоб, Дэниел Нассен, Фредерик Пьер, Алан Хейдок – и я могу продолжать этот список бесконечно. Спустя 27 лет я испытываю только теплые чувства к этой команде.

Кто больше всего помогал Вам в адаптации?

— Безусловно, Гий Вандерсмиссен, капитан команды. Он помогал мне в футболе и вне его. Это уникальный футболист, пример для каждого, как на поле, так и за его пределами. Когда я пришел в «Моленбек», ему было уже 37 лет, но при это в любом упражнении, любом кроссе на тренировке он всегда был лучшим. Кстати, именно он забил единственный гол в матче, когда мы обыграли «Андерлехт» в 1996 году. В той игре я вышел примерно за 15 минут до конца вместо Камю. Моим оппонентом на поле был знаменитый Пер Зеттерберг. Футболист небольшого роста, но цепкий и неуступчивый! Я до сих пор храню некоторые сувениры из Бельгии – например, игровую майку с 16-м номером, есть у меня и фотография с этой игры.

Хотел бы вспомнить еще Этьенна Кокельберга – большого фаната команды, который на первых порах помогал мне практически во всем, начиная с документов и заканчивая обустройством на новом месте. Великий человек с большим сердцем.

— Не мешал ли Вам в Бельгии языковой барьер? Все-таки французский язык – не самый легкий в изучении?

— Я честно пытался выучить французский, но не сильно преуспел в этом. Да и половина команды общалась на фламандском диалекте, а это совершенно другое. Мне повезло, что в команде был Спира Груич – игрок, знающий русский. Получалось так, что на французском говорили, переводили на английский, а затем и мне на русский. То есть над шутками я смеялся позже всех (смеется).

Именно с «Андерлехтом» у «Моленбека» особые воспоминания – ничья с брюссельцами в последнем туре сезона 1995/1996 позволила команде занять четвертое место и завоевать место в Кубке УЕФА.

— Это был настоящий праздник не только для нас, но и для всех жителей Моленбек-Сен-Жана. Не стоит забывать, что игры с «Андерлехтом» - настоящее дерби, ведь от этой коммуны до Брюсселя всего два с половиной километра. «Моленбек» двадцать лет не играл в еврокубках, и район просто сошел с ума. Кто-то из председателей правления на радостях поделился с игроками свой кредитной картой – в тот день в караоке полузащитник Даниэль Камю был королем.

— Одним из главных творцом этого успеха стал главный тренер Рене Вандерейккен. Какие отношения у Вас складывались с ним?

Рене – прекрасный специалист. Тот факт, что его после нас переманил «Андерлехт», дорогого стоит. Он был известен своей приверженностью к оборонительному стилю игры, хотя, возможно, в «Моленбеке» у него не было другого выбора. Мы играли исходя из тех ресурсов, которыми владели. Я запомнил его очень демократичным тренером – с ним можно было обсудить ту или иную ситуацию, приводить свои аргументы. Хотя я прекрасно понимал, что, если так решил Рене – значит так и должно быть.

— Тем не менее, в матче против «Бешикташа» в Кубке УЕФА он оставил Вас на скамейке.

— Да, значит в тот момент так было правильно. Из воспоминаний об этих матчах могу сказать, что меня поразили турецкие футбольные болельщики. Когда играли в Бельгии, выходишь на стадион, а половина фанатов на трибуне – турки. Приезжаешь в Турцию – все места заняты еще за два часа до игры. Дома сыграли вничью, в гостях проиграли, но это было закономерно. Хотя оставалось ощущение, будто оба матча были гостевыми.

— За время своего выступления в «Моленбеке» Вы забили четыре гола, хотя раньше были более результативным. В чем причина?

Я забивал только во втором сезоне. Тогда шли разговоры о продлении моего контракта, и я хотел получить более выгодные условия (смеется). На самом деле, в Бельгии у меня были другие функции. Как уже было сказано, мы играли от обороны, поэтому моя результативность от этого немного пострадала.

Вообще, что касается контракта, то мне предлагали остаться в Бельгии, но к тому времени из клуба ушли несколько основных игроков, с которыми мы были дружны, поэтому и я решил, что мне пора.

Когда Рене давал выходные, как Вы предпочитали проводить эти дни?  

В окрестностях Брюсселя был искусственный водоем, на котором мы с Даниэлем, консьержем клуба, любили рыбачить. Мы ловили форель, которую кто-то до нас туда запускал. Я пробовал ее есть, но мне не понравилось, особенно по сравнению с рыбой, которую мы ловим в прекрасных озерах и реках Беларуси. У нас великолепная природа.

У вас были какие-то особые футбольные приметы, традиции?

(Смеется) Я знаю, что другим игрокам в «Моленбеке» это казалось очень странным, но я всегда отрывал подкладку в своих бутсах. В свое оправдание скажу, что в то время спортивная обувь была довольно тяжелой, а я при росте 187 сантиметров весил всего 67 килограмм. Вот и избавлялся любого лишнего веса, от которого мог. По этой же причине я иногда играл без щитков. Судьи были ко мне снисходительны.

 Что скажете по поводу сегодняшнего матча «Андерлехт» - «Динамо»?

«Динамо» в любом случае предстоит очень сложный поединок. В 2021 году я был в Левене на игре Бельгия – Беларусь. В тот вечер мы увидели разницу между уровнем бельгийского и белорусского футбола. Я хочу, чтобы однажды мы достигли такого же успеха.

Я хорошо знаю тренера «Динамо» Вадима Скрипченко, играл с ним и тренировал его. Я уверен в том, что его команда будет бороться до последней минуты. В первом матче «Динамо» могло забить несколько голов, почему бы не сделать это в ответной встрече?

— Если сравнивать «Андерлехт» тех времен и современный, какой состав кажется сильнее?

— Скажу так: футбол не стоит на месте. Я играл в Бельгии практически тридцать лет назад, и уверен, что местный футбол все это время развивался. Поэтому сравнивать команды тех времен и современные немного некорректно.

Не обидно, что национальная сборная Беларуси и местные клубы не могут проводить матчи такого уровня дома?

— Конечно, да. Хотелось бы проводить игры при своих болельщиках здесь, в Беларуси. Но в то же время мы рады, что можем принимать участие в международных соревнованиях.